Зомбомобиль. Новая Toyota RAV4
В один и тот же день познакомиться с буйством сюрреалистичной архитектуры знаменитого барселонца Антони Гауди и с новым японским кроссовером... Более сильный контраст сложно себе представить. Если испанец прославился тем, что в своих творениях не ориентировался ни на какие существующие стандарты и следовал только своему неповторимому видению, то путь, который выбрала японская компания, — прямая тому противоположность.
Японцы не раз доказывали, что их разработки, будучи порой самыми скучными автомобилями в мире, оказываются невероятно востребованными рынком. Уж не владеют ли они сверхспособностью зомбировать потребителей?
Сейчас у тойотовцев нет права на ошибку: в классе кроссоверов идет большая игра, в которую втянуты все мировые концерны. Автомобилисты всего мира активно пересаживаются именно на «паркетники»: например, на Западе — это единственный класс автомобилей, продажи которого растут, остальные — падают. И задача «Тойоты» — не потерять место в числе бестселлеров. А значит, нет права на эксперимент.
У свежей генерации RAV4 все новшества отмерены с филигранной точностью. Дизайн преобразился ровно настолько, чтобы автомобиль выглядел свежее, но ни на йоту не выходил за рамки проверенных решений. Гамма моторов, материалы в салоне, настройки шасси, безопасность — все выверено так, чтобы не сильно отличаться от большинства популярных аналогов. Ну а список оборудования пополнился именно теми «фишками», которые хорошо зарекомендовали себя у конкурентов.
Вслед за Mitsubishi Outlander и Subaru Forester новинка получила такую роскошь, как электропривод двери багажника. Подобно Mazda CX-5 — систему предупреждения о выезде из своей полосы, а вслед за Volkswagen Tiguan — систему автоматического выключения дальнего света при обнаружении впереди встречной или попутной машины. Как и Ford Kuga, тойотовская модель обзавелась системой контроля слепых зон. Если бы я был пиарщиком «Тойоты», то сказал, что RAV4 вобрал в себя лучшие качества своих соперников.
C какой стороны ни взглянешь на новинку, не можешь отделаться от ощущения, что создатели кроссовера стремились к тому, чтобы он смотрелся массивнее и строже, чем прежде. С каждым поколением RAV4 все дальше уходит от образа девчачьего «паркетника». Представители компании не скрывают, что рассчитывают на увеличение доли мужчин среди покупателей новинки. И вообще «Рафику» прочат большой успех. В 2013 году RAV4 должен разойтись по России тиражом в 40 000 экземпляров. Надо сказать, что в прошлом году ни один из конкурентов не достиг таких цифр, и на этот год у всех осторожные прогнозы. Не слишком ли смелые планы у «Тойоты»?
Если прежде покупатель мог выбирать между короткобазным и длиннобазным кузовами, то теперь версия только одна — «длинная». Ее габариты где-то посередине между Volkswagen Tiguan и Mitsubishi Outlander. Гамма моторов расширилась: вместо двух двигателей отныне три. Роль базового, как и прежде, играет 2-литровый бензиновый двигатель (146 л.с.), топовая модификация теперь имеет 2,5-литровую четверку (180 л.с.), которая пришла на смену 2,4-литровому агрегату, развивавшему 170 сил. И впервые на российском рынке появилась дизельная версия — мотор объемом 2,2 л, выдающий 150 сил.
Обычно в классе кроссоверов оптимальной модификацией по соотношению мощность/цена является 2-литровая бензиновая версия. Именно на такую RAV4 я и сел первым делом. На шоссе сразу отмечаешь, что шумоизоляция улучшилась, правда, тишиной и комфортом наслаждаешься лишь пока едешь в очень спокойном ритме. А беда этого мотора в том, что до 4000 об/мин тяги явно недостаточно. Чтобы ездить динамично, его нужно постоянно «крутить». Покупатели 2-литровой версии могут выбирать между вариатором и шестиступенчатой механикой. Впрочем, независимо от выбора трансмиссии, младший мотор располагает к довольно неспешному ритму движения. То же можно сказать и об экономичном дизеле. Но он хотя бы имеет козырь: расход топлива в смешанном цикле — 6,5 л на 100 км.
Только пересев на топовую 2,5-литровую модификацию с шестиступенчатым «автоматом», я ощутил гармонию с автомобилем. Вообще-то не стоит ждать от 180-сильного мотора спортивного характера, его мощность — достаточная, и не более того. Зато, если думать об экономичности, его характеристики не так плохи. Специально замерив расход на 100-километровом участке пути, я получил 9 л на 100 км. Не слишком большая плата за возможность без напряжения совершать обгоны и при желании слегка «поддать жару» на извилистой дорожке.
Повадки RAV4 в поворотах и при резких перестроениях — абсолютно «легковые»: крены невелики, автомобиль отлично слушается руля. А стоит поехать чуть быстрее, и в характере машины открывается один любопытный нюанс. Если нажата клавиша Sport, размещенная внизу центральной консоли, то полноприводная трансмиссия начинает помогать водителю заправлять машину в виражи. Как известно, всем кроссоверам, которые в обычных режимах движения имеют тягу лишь на переднюю ось, свойственна недостаточная поворачиваемость: при прохождении поворотов на предельной скорости автомобиль склонен к сносу передних колес, и электроника поздновато включает полный привод. В случае с RAV4 система не дожидается, пока нос машины начнет выскальзывать наружу поворота. При каждом заходе на дугу 10% тяги идет на задние колеса, тем самым превентивно борясь с недостаточной поворачиваемостью. В случае возникновения сноса, эта доля увеличится до 50%, гася скольжение.
Не сказать что на сухом асфальте в условиях теплого испанского февраля RAV4 с включенной функцией Sport показался мне более «горячим» кроссовером, чем его конкуренты, подобной системы не имеющие. Но не исключено, что на нашем гололеде и укатанном снегу новая особенность тойотовской модели по-настоящему раскроет свой потенциал.
Рыхлая грунтовка, вьющаяся среди виноградников, лишь в нескольких местах требовала осторожничать: там, где ездит исключительно сельхозтехника, на пути порой торчат крупные комья ссохшейся земли.
Впрочем, скрежета под днищем я ни разу не услышал. Клиренс автомобиля — 197 мм. Не рекордный в классе, но по меркам кроссоверов вполне достаточный.
Съезжая на берег Средиземного моря, я, конечно, не чувствовал абсолютной уверенности. Передвигаться по песку на асфальтовых шинах рискованно, даже если в твоем распоряжении полноценный вездеход. К счастью, RAV4 позволяет принудительно зажать муфту полного привода, создав имитацию блокировки межосевого дифференциала. Постоянная помощь задней оси не дает передним колесам буксовать и зарываться. По крайней мере, на ровных участках.
Со сменой поколений автомобиль, как водится, подорожал. Если сравнивать старую и новую генерацию в схожих модификациях, то разница цен составит около 30 000 руб. Базовая версия с 2-литровым мотором, механической коробкой и передним приводом теперь стоит 998 000 руб. Версия с полным приводом и вариатором — от 1 135 000 руб. Оптимальная, на мой взгляд, модификация с 2,5-литровым мотором и АКПП — от 1 470 000 руб. Ну а вариант с 2,2-литровым дизелем и «автоматом» — на 10 000 руб. дешевле.
Производители не скрывают, что пишут прайс-листы с оглядкой друг на друга. Toyota RAV4 осталась сравнимой по ценам с Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail. Немолодая уже Suzuki Grand Vitara подешевле, а сменившая недавно поколение Honda CR-V— подороже.
На презентации нам показали «систему координат» автомобильного мира, и точками на ней были отмечены те или иные кроссоверы. Сразу видно, кто крупнее, кто мельче, кто дороже, а кто дешевле. Например, на европейском рынке ни одна модель не является в данный момент более крупной и одновременно более доступной, чем тойотовская новинка. Toyota RAV4 этом графике была выбрана за точку «ноль» — точку отсчета.
После двух дней, проведенных в компании с японской новинкой, у меня начали появляться подозрения, что маркетологи, руководившие проектом, продали душу дьяволу, чтобы получить шаблон «идеального автомобиля», который будет отлично продаваться по всему миру. В результате создан продукт, настолько избавленный от негативных, позитивных или чрезмерно оригинальных черт, что покупатели будут просто загипнотизированы отсутствием ощущений. Но кто-то наверняка станет тосковать по давним временам, когда RAV4 представлял из себя крайне необычную машину, если не сказать экспериментальную. Было и такое...
Молодость «японки»
Появившийся в 1994 году броский миниатюрный кроссовер удивил публику самой своей сутью: это был первый в мире «внедорожник для города» с несущим кузовом, независимой подвеской всех колес и преднамеренно урезанными способностями преодоления бездорожья. Модель сравнительно недорогая, а при этом яркая, эффектная — это тоже по тем временам было смелым ходом. Многие тогда воспринимали ее скептически, однако RAV4 суждено было стать родоначальником целого класса автомобилей, которые по популярности превзойдут традиционные внедорожники.
Во втором поколении, которое дебютировало в 2000 году, RAV4 заметно увеличился в размерах, стал менее легкомысленным по стилю, и за ним прочно закрепился статус самой желанной модели для представительниц прекрасного пола.
Павел Ёлшин
Фото автора и компании Toyota
Auto.mail.ru